logo

Tata.ru научит совмещать свободу и работу

Маша Мун

Как только я узнала, что моя подруга Наталья Карпенко уволилась из компании, в которой два года проработала скромным оператором, я тут же, вооружившись букетом цветов, тортом и бутылкой вина, поспешила к ней в гости - на помощь.

 


"В работе "на дядю" только два плюса, - считает Наталья Карпенко. - Сотрудник получает стабильный ежемесячный заработок и не имеет головной боли по поводу того, где ему найти заказчика". Фото: GettyImages.com/Fotobank.ru

 

- Ну, как ты? - сердобольно спросила я у Наташи, невольно про себя отмечая, что выглядит она как нельзя лучше. - Работу ищешь?
- Да нет... - равнодушно пожала та плечами. - На дому работать мне удобнее.
- Оператором? - удивилась я, оглядывая письменный стол, заваленный бумагами и канцелярскими принадлежностями.
- Дизайнером интерьеров, у меня же второе образование соответствующее.

Я вытаращила глаза: мне как-то и в голову не приходило, что Наташа решится на столь рискованное мероприятие, как работа на себя. "И как успехи?" - поинтересовалась я. В ответ подружка поведала мне о всех плюсах и минусах работы дизайнера "в самостоятельном плавании".

Получив дизайнерское образование в 2001 году, Наталья сразу же приступила к работе по специальности и, прежде чем нашла оптимальный для себя график, перепробовала многое: открывала собственное бюро, устраивалась в различные строительные компании, но ни один из этих вариантов ее не устроил.

"В работе "на дядю" только два плюса, - считает Наташа. - Сотрудник получает стабильный ежемесячный заработок и не имеет головной боли по поводу того, где ему найти заказчика. Во всем остальном я вижу только минусы: это и зависимость от руководителя (что творческому человеку обычно мешает), и жесткий график (совершенно не представляю, как заставить вдохновение навещать меня ровно по часам), и наличие посредников между заказчиком и исполнителем (иной раз действия разворачиваются по сценарию детской игры "испорченный телефон").

Казалось бы, вышеперечисленных неудобств можно избежать, открыв собственное бюро, но, став владельцем и чаще всего руководителем своего дела, сталкиваешься с другими проблемами. "С одной стороны, это и престижно, и заработок пусть не слишком стабилен, зато не ограничен никакими рамками - и помощников можно нанять, и с заказчиками общаться напрямую. С другой - чувствуешь большую ответственность перед сотрудниками, а еще очень много времени уходит на поиск клиентов и средств на оплату расходов. В общем, в то время мне из творческого человека пришлось переквалифицироваться в организатора. А мне всегда хотелось реализоваться именно в сфере дизайна, а не менеджмента".

В конце концов, моя подруга нашла для себя оптимальный вариант - так называемый "фриланс". Для начала, чтобы иметь гарантированный заработок, она устроилась в торговую компанию оператором  - эта должность привлекла Наташу тем, что часы работы на фирме были строго регламентированы. Затем она дала в газету объявление, в котором предлагала всем желающим воспользоваться услугами дизайнера, и приступила к работе. Ежедневно, с девяти утра до шести вечера по будням, Наталья работала офисным сотрудником, а оставшееся время посвящала дизайну.

"Несмотря на то, что часто приходилось работать, считай, круглосуточно (как назло, лучшие идеи мне почему-то приходят в голову ночью), такая схема мне понравилась больше всего. Я смогла не только общаться с заказчиком напрямую, но и получила возможность выбирать, с кем мне работать, а с кем нет. Это очень экономит, в конце концов, и время, и нервы. К тому же можно встречаться с клиентом когда угодно, хоть поздним вечером. Заказчики это ценят, ведь днем они, как правило, деньги зарабатывают, - рассказывает Наташа. - Заработок дизайнера зависит от его продуктивности и желания работать (не считая сезонности, конечно). К плюсам также можно отнести конкурентоспособную стоимость работы - дизайн-проект частного дизайнера стоит существенно ниже, чем такой же проект, приобретенный в компании. В то же время при низкой стоимости услуг я зарабатываю теперь больше, так как практически не несу издержек и не отдаю огромных комиссионных посреднику".

На мой завистливый вздох подружка рассмеялась. "Конечно, все равно было тяжело, - призналась она. - В самом начале самостоятельной работы часто ошибаешься, зато на этих ошибках ты и учишься. Были случаи, когда вносили аванс, а остаток за готовый проект не выплачивали. Случалось, что требовали выполнить бесплатно работу, которой в договоре и близко не было указано. Как правило, эти ситуации возникают из-за того, что клиент не знает, как построить работу с дизайнером. Поэтому приходится учитывать все нюансы и брать инициативу в свои руки - всегда четко проговаривать условия работы, например".

В конце концов, Наташа добилась своей цели - она набрала столько клиентов, что смогла спокойно отказаться от почетной должности оператора и посвятила все свое время творчеству. Теперь ей не приходится давать объявления в газетах - многие клиенты приходят по рекомендации предыдущих заказчиков.


"В любом деле очень важно, чтобы рядом был человек, способный трезво оценить ситуацию, вовремя дать ценный совет и поддержать", - задумчиво сказала мне на прощание Наталья. Судя по всему, ей и в этом повезло.